Потомственный кузнец из Октябрьского района рассказал, как сделать цветок из железа

Потомственный кузнец Евгений Швед может из металла создать светильник, бутылочницу, цветы, виноградную лозу и даже целое железное дерево с листочками. Живёт 31-летний мастер в хуторе Верхнегрушевский Коммунарского сельского поселения.

Евгений Швед
- Лет с 18 я стал заниматься ремонтом автомобилей, - рассказывает Евгений. – Иногда случалась ситуация - очень нужна какая-то деталь к машине родом, так сказать, из-за рубежа. Восстановить ее невозможно, а купить – целая проблема, поскольку новое изделие стоит столько, сколько старая иномарка. И тогда я брал и методом ковки создавал нужную деталь…
Пригодились Евгению такие навыки и во время службы в Вооруженных Силах России. Он служил на Кавказе, в городе Прохладный, водителем в воинском подразделении. А армия – это не гражданка, дали задание починить машину, и выполняй. Как ты это сделаешь, никого не волновало. Вот и приходилось выкручиваться. Хорошо, когда руки золотые, и голова соображает.
Поразительно, но Евгений никогда не учился на кузнеца. Мастер утверждает, что все дело в генетической памяти. Его прадед Петр Иващенко был кузнецом, дед Иван Петрович – тоже. Причем Иван Иващенко работал на предприятии и всю жизнь ходит в передовиках. План выполнял на 120 %, всегда его ставили в пример.
Сын Ивана Петровича, отец нашего героя, правда, молота в руки не брал, но трудился комбайнером и тоже имел дело с металлом. Самостоятельно ремонтировал технику. Ну, а Евгений освоил ремесло кузнеца.
- Это очень непростая профессия, – утверждает мастер. – Не так-то просто ее освоить. Ко мне приходят иногда ребята, просят: «Научи ковать». Начинаю показывать и понимаю - бесполезно. Не видит человек, куда ударить, не соображает, как изделие повернуть, как поставить. Нужен или талант, или генная память. А иначе на обучение уйдут долгие годы. И еще не факт, что человек станет мастером. Возможно, только азы и постигнет за это время…
Евгений объясняет, что есть кузнец и есть коваль. Коваль просто работает с металлом. А кузнец занимается художественной ковкой. Виноградная лоза, роза или каллы из железа – это для развлечения, для возбуждения интереса. Чтобы, значит, поразить воображение. Но Евгений может сделать и полезные вещи, при этом реально эксклюзивные, к примеру, кованое зеркало, кованый столик, люстру, разную мебель.
Сейчас Евгений трудится в недавно образованной «Артели мастеров Дона», расположенной в поселке Красногорняцкий. Здесь у него мастерская, приходится каждый день ездить из родного поселка. Тяжело, а что делать?
В мастерской имеется наковальня, 50-килограммовый молот, молотки, чтобы отбивать филигранные изделия, ручной плазморез, чтобы вырезать листочки, лепестки и другие вещицы. Много инструментов Евгений не держит. Если что-то необходимо, сам изготавливает, так сказать, под себя. Он знает специалистов по работе с металлом, у которых одних клещей – 200 видов, но уверяет, что огромное количество инструментов – совсем не показатель мастерства и профессионализма.
Евгений – глава большого семейства, у него 4 дочери в возрасте от 7 месяцев до 8 лет. Девчонок своих папа очень любит, только жалеет, что некому дело передать. Все-таки кузнец – профессия чисто мужская.
Материал подготовил Сергей Беликов.