• Главная
  • Космонавт из крыс и паника в невесомости: малоизвестные факты о космическом прорыве СССР
День космонавтики
17:00, 12 апреля 2021 г.

Космонавт из крыс и паника в невесомости: малоизвестные факты о космическом прорыве СССР

День космонавтики
Космонавт из крыс и паника в невесомости: малоизвестные факты о космическом прорыве СССР

Ровно 60 лет назад человек впервые отправился в космос. Старший лейтенант Юрий Гагарин на корабле «Восток-1» облетел Землю на высоте 302 километра со скоростью около 28 тысяч километров в час.

Великая радость 

Это событие, казавшееся до того фантастикой, произошло 12 апреля 1961 года, а первым человеком, полетевшим в космос, стал гражданин СССР. После того как радиостанции сообщили эту ошеломляющую новость, в стране началось всеобщее ликование. Школьники с радостными криками выбегали из классов, а учителя не препятствовали им, совершенно незнакомые люди от избытка чувств обнимались на улице друг с другом, были даже такие, которые на радостях забывали забрать своих отпрысков из детского сада…

И хотя полёт первого космонавта продлился всего 1 час 48 минут, он стал переломным моментом в истории всего человечества. 

Самому полёту предшествовала серьёзная подготовка, которая началась за год до старта. 

12 апреля 1961 года воплотилась мечта человечества о покорении космоса.

12 апреля 1961 года воплотилась мечта человечества о покорении космоса.

Гагаринский отряд

Приказом Главкома ВВС №267 от 7 марта 1960 года на должность слушателей-космонавтов были зачислены первые 12 лётчиков-истребителей: И.Н. Аникеев, В.Ф. Быковский, Б.В. Волынов, Ю.А. Гагарин, В.В. Горбатко, В.М. Комаров, А.А. Леонов, Г.Г. Нелюбов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, Г.С. Титов и Г.С. Шонин. В начале июля того же года отряд был сформирован окончательно. В него были включены дополнительно П.И. Беляев, В.В. Бондаренко, В.С. Варламов, Д.А. Заикин, А.Я. Карташов, М.З. Рафиков, В.И. Филатьев и Е.В. Хрунов. 

Спустя годы первую двадцатку так и будут называть – гагаринский отряд. 

Кандидаты в космонавты почти сразу же начали съезжаться в Москву. Их временно поселили в здании спортивной базы ЦСКА на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе, и в этом был некий знак судьбы – раньше аэродром назывался Ходынским полем, над которым в начале ХХ века на аэропланах оттачивали мастерство первые лётчики России. 

Будущим космонавтам в сжатые сроки предстояло усвоить колоссальный объём знаний и умений. Им читали лекции по авиационной и космической медицине, по ракетной технике и динамике полёта, по конструкции космического корабля и его многочисленным системам, и ещё по многим узкоспециальным дисциплинам.

Уже в середине апреля первые из отряда космонавтов были откомандированы на месяц в г. Энгельс Саратовской области, где они приступили к парашютным тренировкам. 

По возвращении в Москву их ждали тренировки в барокамере, термокамере, сурдокамере, на центрифуге, вибростенде, полёты на невесомость, регулярные спортивные занятия, продолжение теоретических занятий по различным дисциплинам.

Юрий Гагарин сдаёт экзамен на знание системы управления космического корабля.

Юрий Гагарин сдаёт экзамен на знание системы управления космического корабля.

Примерно тогда же произошло их знакомство с тем, кто возглавлял огромный коллектив, кто проектировал, создавал и готовил космические корабли. Сергей Королёв на этой встрече был немногословен, больше всматривался в космонавтов, как будто выбирая того, кто станет первым. 

Орёл и кедр

Королёв показал спроектированный им космический корабль. Вся группа с интересом окружила серебристо-белый шар диаметром около двух с половиной метров. Неожиданно конструктор спросил, кто хочет познакомиться с кабиной? Вызвался Юрий Гагарин. Он разулся и в одних носках поднялся по стремянке к люку. «Этот, пожалуй, и полетит первым», – шепнул Королёв своему заместителю. 

Настало время предполётной подготовки. 11 октября 1960 г. была сформирована группа из шести лётчиков, которые должны были начать заниматься по ускоренной программе. В лётно-исследовательском институте подмосковного города Жуковского они приступили к занятиям на тренажёре космического корабля «Восток».

Через 6 месяцев лётчики держали экзамен. Все шестеро слушателей получили отличные оценки. Фамилия Гагарин в списке кандидатов на первый полёт стояла в экзаменационной ведомости первой.

Тем временем испытания шли полным ходом, успешно прошли запуски ракет-носителей и космического корабля, на борту которого находились собачки и манекен Иван Иванович, с живой начинкой внутри. В теле Иван Ивановича сидели крысы и мыши. Полёты проходили успешно, космический аппарат приземлялся в заданном районе. 

До первого полёта человека в космос оставалось меньше месяца, когда Юрия Гагарина, Григория Нелюбова и Германа Титова вызвали на примерку, сшитых индивидуально для каждого из них скафандров. Оказалось, что надевание и регулировка скафандров занимает около 20-25 минут. Посадка в кабину и проверка оборудования 15-25 минут.

Космонавты отрабатывали доклады на Землю, привыкая к своим позывным: Гагарин – «Кедр», Титов – «Орел».

Примерка скафандров прошла успешно.

Примерка скафандров прошла успешно.

Кино

6 апреля была устроена фотосессия и киносъемка. Гагарина и Титова одели в резервные скафандры, чтобы заснять на пленку, как они забираются в «Восток». Будущие покорители космоса по очереди произносили прощальные речи у подножия пусковой башни. На этих кадрах ракета не видна, по той причине, что она лежала в сборочном ангаре, а подробности ее конструкции хранились в величайшем секрете. Процесс запирания космонавтов в шар снимали в другой зоне главного ангара. Позднее эти кадры смонтировали с подлинной, очень короткой съемкой подготовки к старту. В тот великий день предстартовая группа просто не могла предоставить кинооператору такой же широкий доступ к кораблю и пусковым устройствам, как при репетиции в ангаре.

Беспокойная ночь и тревожное утро

В ночь на 12 апреля спали только оба космонавта. 

Наконец рассвело и в утренней дымке стала видна ракета, которую начали заправлять специальным топливом. Ещё раз были проверены все системы. Мало кто знает, но медики сомневались в адекватности человека, оказавшегося в условиях невесомости. Для того, чтобы при спуске космонавт не включил раньше времени тормозную двигательную установку космического аппарата, было придумано следующее. В кабине корабля на пульте управления был создан дополнительный «пульт» с кнопками, так называемый логический замок. Для включения тормозной двигательной установки космонавт должен был нажать три из девяти кнопок в определенном порядке, а код был запечатан в специальном конверте, вскрыть который можно было только на орбите.    

Рассматривался ещё и такой вариант развития событий. Если бы отказала тормозная двигательная установка, то космонавт мог спуститься за счёт естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы, но тогда пришлось бы пробыть на орбите не 108 минут, а около 10 суток.  Поэтому Королёв распорядился заложить в космический корабль питание –  последняя операция перед посадкой космонавта. 

Незадолго до старта уже при закрытии люка была обнаружена небольшая неисправность – не было сигнала о полном прилегании крышки. Все замерли. Королёв распорядился вновь открыть и устранить неполадку. 

Наконец всё готово, объявляется 50-ти минутная готовность, затем обратный отсчёт… и знаменитое «Поехали!» сквозь шум работающих двигателей.

Сейчас, спустя много лет возникает вопрос, почему первый полет человека в космос состоялся именно 12 апреля? Тогда в 1961 году это было очевидно, шло соревнование между Советским Союзом и США. Старт американца Шепарда был назначен на конец апреля. Главный конструктор спешил: он не имел права отдавать первенство в космосе заокеанским коллегам... Гагарин понимал, риск огромен, но в то же время всецело доверял конструкторам. 

В наше время, если не считать, того эмоционального накала, который испытывал первый в мире космонавт, можно побывать на месте Юрия Гагарина. Для этого нужно съездить в Новочеркасск и посетить космоцентр «Астрон», созданный на базе Донского филиала Центра тренажеростроения. Здесь находится интерактивная копия космического корабля «Восток-1», тот самый гагаринский космический корабль. В нём работают все пульты, системы и приборы, как они работали в полёте 12 апреля 1961 года. 

В Новочеркасске в космоцентре «Астрон» создана копия космического корабля «Восток-1».

В Новочеркасске в космоцентре «Астрон» создана копия космического корабля «Восток-1».

Подготовила Александра Зайцева. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...